Физическое развитие детей дошкольного возраста
Медицина и образование / Физическое развитие детей дошкольного возраста

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость организма.

Жизнь человека – это непрерывный процесс развития. Первые шаги и дальнейшее развитие двигательной функции, первые слова и развитие речевой функции, превращении ребенка в подростка в период полового созревания, непрерывное развитие центральной нервной системы, усложнение рефлекторной деятельности – это только примеры из огромного числа непрерывных изменений организма.

Возраст

Мальчики

Девочки

Длина тела (см)

Масса (кг)

Длина тела (см)

Масса (кг)

0,1

1

2

3

4

5

6

7

49,6 – 54,3

73,3 – 77,4

83,4 – 89,5

95,5 – 99,1

97,1 – 107,4

103,9 – 114,8

110,3 – 121,2

117,3 – 127,3

3,1 – 3,9

9,5 – 11,3

11,4 – 14,1

12,6 – 16,9

14,5 – 20,1

16,5 – 21,0

18,7 – 24,5

20,4 – 28,8

48,9 – 54,0

71,1 – 76,9

81,1 – 87,6

90,1 – 97,5

98,8 – 107,6

104,4 – 114,2

109,3 – 122,1

115,9 – 126,9

2,9 – 3,7

8,7 – 10,8

11,1 – 13,8

12,5 – 16,0

15,1 – 19,9

16,0 – 22,7

17,7 – 25,1

20,3 – 28,0

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность. Периоды усиленного роста, а меняются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.

Из таблицы видно, что наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75 – 80 см, т.е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0 – 3,2 кг, а к концу года – 9,5 – 10,0 кг.

С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.

Организм ребенка развивается в конкретных условиях среды, непрерывно действующей ход его развития. Еще И.М. Сеченов отмечал, что «…организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, а так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее - среда или самое тело – не имеют ни малейшего смысла».

В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность.

    Смотрите также

    Мышление и речь
    Поведение животных и человека настолько сильно отличается, что у человека, по-видимому, должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его поведения. Для различения высшей нервной деятельности животных и человека И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности. Единственная сигнальная система у животных и ...

    Орган зрения. Глаз
    Орган зрения, orgdnum visus, играет важную роль в жизни человека, в его общении с внешней средой. В процессе эволю­ции этот орган прошел путь от светочувствительных клеток на поверхности тела животного до сложно устроенного органа, спо­собного осуществлять движения в направлении пучка света и посылать этот пучок на специальное светочувствительные клетки в толще задней стенки глазного яблока, воспринимающие как черно-белое, так и ...