Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчаткиМедицина и образование / Физическое развитие детей дошкольного возраста / Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки
Кожа новорожденного и грудного ребенка отличается главным образом следующими анатомическими особенностями: роговой слой – тонкий, эпидермис в целом – сочный, рыхлый, базальная мембрана – недоразвита, нежная, рыхлая. Поэтому связь между более развитым эпидермисом и менее развитой дермой – собственно кожей – очень слабая. Кровеносные сосуды обычно развиты и широкие.
Кожа здорового грудного ребенка нежно-розового цвета, бархатистая, гладкая, нежная. Потовые железы, хотя и полностью сформированы к моменту рождения, имеют не вполне развитые просветы и не функционируют в следствие незрелости потоотделительных центров. Начинают железы функционировать на 3-4 месяце жизни. Сальные железы начинают функционировать уже во время эмбриональной жизни, после рождения вполне развиты и выделяют много секрета.
Подкожно-жировой слой у доношенного новорожденного развит очень обильно, чем и объясняется округлость его форм и глубокие складки в сгибах. Подкожно-жировая прослойка как хорошая защита от потери тепла и как запас питательного материала.
Нервный аппарат кожи ребенка (кожные рецепторы) недостаточно развит, и функции кожи во многих отношениях у него ещё не совершенна. С постепенной и последовательной дифференцировкой и развитием центральной нервной системы, в особенности коры головного мозга, развивается и совершенствует функция кожи.
Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью по сравнению с кожей взрослого, грануляция и эпителизация раневых поверхностей кожи у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых.
Дыхательная функция кожи выражается в отдаче углекислоты и воды в окружающий воздух. В жизнедеятельности организма ребенка эта функция кожи играет значительную роль, чем у взрослого.
И в итоге, необходимо сказать, что основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и развитие (дифференцирование различных органов и систем) – это два основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда идут параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, в другие – процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания роста и развития у детей в значительной мере определяют и возрастные различия.
Смотрите также
Внимание
Интерес к проблеме внимания и его психофизиологическим
механизмам возродился в середине 60-х годов нашего столетия. Характерная для
начала XX в. потеря интереса к процессам внимания связана с сильным влиянием на
психологию бихевиоризма, который отвергал роль психики в поведении и
деятельности человека. С точки зрения бихевиоризма предмет психологии —
освобожденное от психики поведение, понятое как совокупность реакций организма
на стимулы, ...
Проводящий путь зрительного анализатора.
Свет, попадающий на
сетчатку, вначале проходит через прозрачные светопреломляющие среды глазного
яблока: роговицу, водянистую влагу передней и задней камер, хрусталик,
стекловидное тело. На пути пучка света находится зрачок. Под влиянием мышц
радужки зрачок то суживается, то расширяется. Светопреломляющие среды
направляют пучок света на более чувствительное место сетчатки, место
наилучшего видения – пятно с его центральной ямкой. Важная р ...