Новый период развития.
Страница 1

С развитием капиталистических международных отношений начался

второй период развития уже регулярных научно-медицинских связей и сот-

рудничества в борьбе с эпидемиями. Этот период продолжался более сто-

летия. В XIX веке были достигнуты большие успехи в развитии медицинс-

кой и биологической науки, особенно в области микробиологии, эпидемио-

логии, общей патологии. Активно изучались этиология, патогенез и эпи-

демиология многих тяжелых инфекционных заболеваний: бешенства (Л.Пас-

тер), туберкулеза (Р.Кох), холеры (Э.Пачини), малярии и желтой лихо-

радки (К. Финлей); против ряда ряда инфекций появились эффективные

вакцины и сыворотки. Поиски и изучение возбудителей стали производить-

ся не только в Европе, но и в других странах, где эти болезни были

особенно распространены. В этом отношении важную роль сыграли исследо-

вательские экспедиции Р.Коха в Египте и Индии, многолетняя работа

В.А.Хавкина в Бомбее, экспедиции Д.К.Заболоцкого и В.К.Высоковича в

Индию и Аравию, Китай, Восточную Монголию, Манчжурию, Мессопотамию и

Персию.

В XIX веке и начале XX века сформировался ряд действительно меж-

дународных научных школ. Наиболее известными из них стали микробиоло-

гическая школа Луи Пастера, Р.Коха, П.Эрлиха. В морфологии выдвинулась

школа Р.Вирхова, в физиологии - И.П.Павлова и К.Бернара, в гигиене -

М.Петенкофа, Ф.Ф.Эрисмана, в терапии - С.П.Боткина, в хирургии -

Н.И.Пирогова

В XIX веке отмечается и значительный рост чувства социальной и

международной ответственности врачей. Это было связано не только с

гуманизмом идеи медицины, но и с проникновением в среду медиков либе-

ральных идей, а также с организацией обществ Красного Креста.

Правда еще в XVII веке во время войн с Польшей и Швецией Ф.М.Рти-

щев организовал вынос с поля боя раненых русских воинов и оказание им

медицинской помощи, а также предложил воюющим сторонам заключить сог-

лашение о сохранение жизни раненым и уходе за ними, однако эта мысль

не получила дальнейшего развития. Позднее общественная реакция стала

более благоприятной, и это почувствовалось уже во время наполеоновских

кампаний и Отечественной войны 1812 года. Широко развернулась общест-

венная помощь раненым и больным воинам во время Крымской войны

1853-1855 гг., когда Н.И.Пирогов не только организовал деятельность

сестер милосердия, но и выдвинул идею о создании Международного поле-

вого военно-врачебного комитета (в анлийской армии в это время появи-

лись медицинские сестры, работающие под руководством Флоренс Найтингел)

Опыт Пирогова высоко оценил А.Дьюан. Он на основании своих наблюдений

(битва при Сольферино) в австро-итальянской войне 1859 года создал в

Швейцарии Международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876

году в Международный комитет Красного Креста. Избрание красного креста

на белом поле является как бы знаком уважения к Швейцарии, государс-

твенным флагом которой является белый крест на красном поле.

В 1864 году женевская дипломатическая конференция выработала нес-

колько конвенций об улучшении участи раненых во время войны. К этим

конвенциям Россия присоединилась в 1876 году. Было создано Российское

общество попечения о больных и раненых воинах, переименованное в 1879

году в Российское общество Красного Креста (РОКК). В его работе прини-

мали активное участие Н.И.Пирогов, Н.В.Склифосовский, Н.А.Вельяминов,

а позднее С.И.Спасокукоцкий, Н.Н.Бурденко и др.

Исторические корни социально-гигиенических исследований в России

были связаны также с прогрессивными естественно-научными идеями пере-

довых отечественных и зарубежных ученых, выступавших за материалисти-

ческую биологию, физиологию и медицину. Так, учение о единстве орга-

низма и внешней среды, о ведущей роли природных и социальных условий в

возникновении и распространении болезней, а также учение о социальных

основах профилактики заболеваний были тесно связаны с материалистичес-

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Заключение
Комплексная гигиеническая оценка санитарного состояния компьютерных классов школ города Кургана позволила выявить ряд существенных моментов, оказывающих прямое или опосредованное влияние на состояние здоровья школьников. 1. Во многих компьютерных классах имеются компьютеры с превышением показателей по напряженности электромагнитного поля и поверхностному электростатическому потенциалу. 2. Наблюдается неправильная организаци ...

Информация к сведению
После приема каши необходимо обязательно принять витамин С через 10 – 15 минут, чтобы связать фитиновую кислоту, которая тормозит усвоение минералов, а также хлеба и хлебобулочных изделий. Витамин С в организме не образуется и является антагонистом витамина В12, который, в свою очередь, содержится в мясе, желтках яиц, поэтому с этими продуктами витамин С употреблять нельзя. Витамин В12 отсутствует в мясе курицы, гуся, утки; в организме отк ...