Физкультурная пауза

С

целью профилактики появления и прогрессирования уже имеющей близорукости школьникам, студентам, служащим, людям творческого труда крайне желательно проводить специализированную физкультурную паузу продолжительностью 3 – 5 мин. во время учёбы и работы. Её необходимо выполнять ежедневно 1 – 2 раза. Физкультурная пауза включает дыхательные, корригирующие, общеразвивающие и специальные упражнения. Они чередуются таким образом, чтобы оказывать благотворное воздействие на организм и не вызывать дополнительного утомления мышц глаз. Специальные упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения, способствующие улучшению кровообращения в глазах, а также циркуляции внутриглазной жидкости, а затем упражнения для наружных и внутренних мышц глаз.

Схема построения физкультурной паузы

1. Дыхательные и корригирующие упражнения.

2. Упражнения, влияющие на улучшение кровообращения глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости.

3. Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.

4. Упражнения для наружных мышц глаз.

5. Общеразвивающие или корригирующие упражнения.

6. Упражнения для внутренних мышц глаз.

По этой схеме можно подобрать разнообразные упражнения и составить комплексы физкультурной паузы. Два примерных комплекса приводится ниже.

Комплекс 1

Упражнения выполняются стоя.

1. И. п. – кисти к плечам. 1 – 2 – отвести локти назад – вдох, 3 – 4 – локти вперёд – выдох. Смотреть вперёд. Повторить 8 – 10 раз.

2. Тремя пальцами каждой руки слегка и часто надавливать на верхнее веко в течение 3 – 4 сек., затем открыть глаза. Повторить 5 – 6 раз.

3. И. п. – руки на поясе. 1 –2 – разогнуться, голову и плечи отвести назад – вдох, 3 – 4 – наклониться вперёд прогнувшись – выдох. Повторить 6 – 8 раз.

4. Не изменяя положения головы, переводить взгляд по диагонали вверх – вправо, затем вниз – налево. Повторить 6 – 8 раз в каждую сторону.

5. И. п. – кисти на затылке, ноги врозь. 1 – 2 – 3 – пружинистые повороты туловища в сторону, 4 – и. п. На следующие четыре счёта – то же в другую сторону. Повторить по 4 – 6 раз.

6. Палец держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см, один глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 10 – 15 сек. То же другим глазом.

Комплекс 2

Упражнения выполнять стоя.

1. И. п. – руки сзади, пальцы в замок. 1 – 2 – отвести руки и голову назад, прогнуться – вдох, 3 – 4 – и. п. – выдох. Повторить 4 – 6 раз.

2. Частые моргания в течение 10 – 15 сек.

3. Самомассаж мышц задней поверхности шеи.

4. Не изменяя положение головы, смотреть то вверх, то вниз. Повторить 8 – 10 раз.

5. Выполнить 10 – 12 полуприседаний (приседаний).

6. Выполнить упражнение “метка на стекле” или подобное ему для тренировки внутренних мышц глаз.

7. Выполнить дыхательное упражнение 3 – 4 раза.

Подобные комплексы физкультурной паузы, разработанные в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, с успехом применяются на прецизионных производствах нашей страны, где выполняются операции с мелкими деталями чаще всего с использованием луп и микроскопов. Эта работа, требующая высокой точности, проводится обычно в положении сидя при сниженной двигательной активности и высоком напряжении зрения специалиста. Поэтому физкультурная пауза с целью профилактики ухудшения зрения и повышения зрительной работоспособности проводится 3 раза в день, через 1,5 – 2 часа работы.

      Смотрите также

      Опыт лечения отслоек сетчатки протекающих на фоне периферического увеита
      Лечение отслоек сетчатки, даже на современном этапе развития офтальмохирургии, остается одной из наиболее трудноразрешимых проблем. Хирургическое лечение рецидивов отслойки заставляет включать в арсенал средств лечения такие технически сложные и дорогостоящие методы, как витрэктомия с введением жидких или газообразных ПФОС или силиконов. Но в некоторых случаях даже введение тяжелого силикона в витреальную полость не позволяет добить ...

      Шейпинг и его место в системе оздоровления человека.
      Двигательная активность – не только особенность высокоорганизованной живой материи, но и в наиболее общей форме-форме движения материи – необходимое условие самой жизни. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит и душу, и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организм ...