Роль витаминов в процессе роста и развития человека
Медицина и образование / Роль витаминов в процессе роста и развития человека
Страница 6

Витаминная недостаточность

— группа патологических состояний , обусловленных дефицитом в организме одного или нескольких витаминов . выделяют авитаминоз , гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами . Под авитаминозом понимают практически полное отсутствие какого-либо витамина в организме, проявляющегося возникновением специфичного симптомокомплекса , например , цинги , пеллагры . Гиповитаминозом считают сниженное по сравнению с потребностями содержание витаминов в организме , которое клинически проявляется только отдельными и не резко выраженными симптомами из числа специфичных для определенного авитаминоза , а также мало специфических признаков болезненного состояния , общих для различных видов гиповитаминозов ( например , снижение аппетита и работоспособности , быстрая утомляемость ) . Недостаточность одновременно нескольких витаминов обозначают как полигиповитаминоз . Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой доклиническую стадию дефицита витаминов , который обнаруживается по нарушениям метаболических и физиологических реакций , протекающих с участием определенного витамина , и не имеет клинического выражения или проявляется только отдельными неспецифическими микросимптомами .

Классические авитаминозы встречаются весьма редко , в основном в условиях длительного голода , когда витаминная недостаточность сопутствует алиментарной дистрофии , при вынужденном резком обеднении рациона питания ( например , при невозможности доставки продуктов участникам отдаленных экспедиций , войскам в окружении и т.д.),поступлении в организм в больших количествах антивитаминов , а также при некоторых наследственных ферментопатиях и тяжелых заболеваниях пищеварительной системы , сопровождающихся синдромом мальабсорбции . Более распространены гиповитаминозы , причинами которых , кроме перечисленных , могут быть длительное парентеральное питание , нерациональная химиотерапия , хронические интоксикации , в том числе инфекционных болезнях , злокачественных новообразованиях . Субнормальная обеспеченность витаминами наиболее распространена , так как возникают не только при особых обстоятельствах , нарушающих питание , и болезнях , являющихся основными причинами гиповитаминозов , но и в обычных условиях жизни у практически здоровых людей , уделяющих недостаточное внимание разнообразию пищевого рациона . Развитию этой формы витаминной недостаточности способствуют широкое использование в питании рафинированных продуктов , лишенных витаминов в процессе их производства ( хлеба тонкого помола , сахара и др.); потеря витаминов при длительном хранении и неправильной кулинарной обработке продуктов ; тенденция к учащению в домашнем питании замены свежих продуктов консервами . Не имея явных клинических проявлений , субнормальная обеспеченность витаминами уменьшает в то же время адаптационные возможности организма , что выражается в снижении устойчивости к действию инфекционных и токсических факторов , физической и умственной работоспособности , замедление выздоровления при острых заболеваниях , повышение вероятности обострения хронических болезней .

Происхождение и развитие витаминной недостаточности у детей и у пожилых лиц имеет некоторые особенности . У новорожденных и детей раннего возраста витаминная недостаточность встречается чаще . Она может быть следствием недостаточного поступления витаминов к плоду в период внутриутробного развития ; недостаточного содержания некоторых витаминов в молоке матери при ее нерациональном питании и особенно в неадаптированных для детского питания смесях из коровьего молока при использовании их для искусственного вскармливания ; нерационального питания детей раннего возраста ; наследственных и приобретенных болезней , при которых нарушаются поступление в организм ребенка витаминов , их депонирование или метаболизм . Нередкой причиной витаминной недостаточности у детей бывает дисбактериоз с уменьшением бактериальной флоры в кишечнике , являющейся источником некоторых витаминов ( особенно часто это наблюдается при интенсивной антибактериальной терапии ). Среди других причин витаминной недостаточности наибольшее значение имеют нарушение всасывания ряда витаминов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта , недостаточном поступлении желчи в кишечник ( при механических желтухах , холестатическом гепатите ); недостаточное образование активных метаболитов витамина D при тяжелом поражении печени и почек или ускоренный их метаболизм при длительной терапии фенобарбиталом ; повышенная потребность в витаминах при наиболее распространенных патологических состояниях новорожденных ( гипоксия , инфекция ) ,детей раннего возраста ( инфекции , диатезы , аллергические заболевания , железодефицитные заболевания) . Особенно велика склонность к развитию гиповитаминозов в первые месяцы жизни у недоношенных детей вследствие меньшего депо и соответственно низкого содержания в организме витаминов А , D , Е , В6 , В12 , с одной стороны , и большей потребности в них — с другой , что определяется более высокой заболеваемостью недоношенных детей и более интенсивным их лечением . Установлена связь между осложнениями течения беременности , гиповитаминозами у матери в этот период и частотой , длительностью и тяжестью ряда гиповитаминозов у новорожденных .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии.
В начале 19 века английский философ Бентам термином "деонтология" определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное, logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология - это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основн ...

Другие методы
Область прорыва наших знаний в нейронауках связана с методами нейроинтраскопии, основанными на принципе распознавания образов. Среди этих методов наиболее широко используются: компьютерная томография (КТ); метод магнитного резонанса (МР); однофотонная эмиссионная томография (ОЭТ); позитронная эмиссионная томография (ПЭТ). Весь этот комплекс методов позволяет проводить неинвазивное изучение структуры и функций мозга. ...