Основные теоретические направления в исследованиях
процессов мыслительной деятельности.Медицина и образование / Особенности мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения / Основные теоретические направления в исследованиях
процессов мыслительной деятельности.Страница 11
В настоящее время не подлежит сомнению, что установленные в психологии виды мышления различаются между собой не только по содержанию и характеру деятельности, в процессе которой решаются мыслительные задачи. Эти виды мышления отражают также и различные генетические уровни его развития.
В
ыводы
Из сказанного следует, что развитие теоретического мышления невозможно без опоры на наглядно-действенное, а затем и на наглядно-образное мышление. В то же время нельзя представить, что различные виды мышления на определенной ступени развития выступают как низшие (образное) и высшие (теоретическое). Напротив, теоретическое мышление, развившееся на основе наглядно-образного, стимулирует развитие последнего, и они совместно с разных сторон отражают объективную действительность. Взаимосвязь образного и теоретического мышления особенно отчетливо проявляется в случаях затруднений при решении какой-либо теоретической задачи.
Имеются все основания утверждать, что формирование видов и типов мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме, и логическое (теоретическое) мышление может развиваться только на основе высокоразвитого наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Итак, мыслительная деятельность слабовидящих подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, как и мышление нормальновидящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность. Отмеченные выше отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.
Смотрите также
Физическое развитие детей дошкольного возраста
Организм ребенка все время
находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в
определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого
человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды.
Ребенку в различные периоды
жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности,
совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость
организма.
...
Проводящий путь зрительного анализатора.
Свет, попадающий на
сетчатку, вначале проходит через прозрачные светопреломляющие среды глазного
яблока: роговицу, водянистую влагу передней и задней камер, хрусталик,
стекловидное тело. На пути пучка света находится зрачок. Под влиянием мышц
радужки зрачок то суживается, то расширяется. Светопреломляющие среды
направляют пучок света на более чувствительное место сетчатки, место
наилучшего видения – пятно с его центральной ямкой. Важная р ...