Характеристика лекарственной формы
Медицина и образование / Медицинские карандаши / Характеристика лекарственной формы

Медицинские карандаши – твердая лекарственная форма для наружного применения, имеющая вид цилиндрических палочек длиной до 5 – 6 см и толщиной 4 – 8 мм или сферических конусов, округло заостренных с одного конца, массой от 0,5 – 0,6 до 10 г. При употреблении поверхность карандашей должна растворяться или постепенно стираться без повреждений и травмирования пораженного участка кожи. При этом сами карандаши не должны ломаться, крошиться, а рабочая поверхность карандаша должна быть гладкой, без «раковин».

Медицинские карандаши применяют для остановки мелких кровотечений при порезах (бритье), для прижиганий. В форме карандашей выпускаются некоторые обезболивающие и отвлекающие вещества (ментол, новокаин), антисептические средства (серебра нитрат, квасцы алюмокалиевые, кислота салициловая, ксероформ). Получают медицинские карандаши выливанием, прессованием, выкатыванием и погружением (маканием).

Первые медицинские карандаши были разработаны и начали использоваться очень давно. Одним из первых лекарственных препаратов этой группы лекарственных форм был Ляпис – препарат серебра.

Обычный Ляпис – нитрат серебра AgNO3 впервые применили врачи-алхимики голландец Ян – Баптист ван Гельмонт (1579–1644) и немец Франциск де ла Бое Сильвий (1614–1672), которые научились получать нитрат серебра взаимодействием металла с азотной кислотой.

При этом протекает реакция:

Ag + 2HNO3 = AgNO3 + NO2 + H2O.

Тогда-то и было обнаружено, что прикосновение к кристаллам полученной серебряной соли не проходит бесследно: на коже остаются черные пятна, а при длительном контакте – глубокие ожоги.

Нитрат серебра – бесцветный (белый) порошок, хорошо растворимый в воде, на свету он чернеет с выделением металлического серебра. Медицинский ляпис, строго говоря, не чистый нитрат серебра, а его сплав с нитратом калия, иногда отлитый в виде палочек – ляписного карандаша. Ляпис оказывает прижигающее действие и применяется с давних пор. Однако пользоваться им надо чрезвычайно аккуратно: нитрат серебра может вызвать отравления и сильные ожоги. Хранить ляпис следует в местах, недоступных детям!

Из всех стран современного СНГ этот препарат до сих пор выпускают в Российской федерации. Применяют наружно при эрозиях, язвах, избыточных грануляциях, трещинах, при остром конъюктивите, трахоме и т.д. Как и все препараты серебра он несовместим с органическими веществами, хлоридами, йодидами, бромидами.

Кроме того, в современном мире косметические и медицинские карандаши следует рассматривать как новый вид упаковки для косметических и фармацевтических продуктов [3]. Широко используются в дерматологии как маскирующие и декоративные карандаши, так и лечебные карандаши с антибактериальными добавками, оказывающими терапевтический эффект при различных косметических недостатках кожи, карандаши с эфирными маслами для ароматерапии, карандаши для лечения заболеваний ногтевой пластинки, противовоспалительные карандаши с бишофитом и т.д. [4].

В отличие от традиционных форм, новые карандаши более разнообразны:

·механические с подачей густой мазеобразной массы на кисточку,

·специальные карандаши, похожие на фломастер,

·карандаши – пеналы.

Возросший интерес к карандашам у производителей лекарственных средств объясняется более удобной и компактной, а также гигиеничной и экономичной формой упаковок, нежели традиционные баночки и тубы для мазей и кремов [5].

Смотрите также

Процесс становления речи у детей
На протяжении последних 25 - 30 лет процессы становления речи у детей исследовались весьма интенсивно, особенно за рубежом. Эти разработки были ориентированы на решение различных задач и выполнялись специалистами разного профиля. В настоящее время необходимо обобщение полученных результатов в рамках более или менее цельной концепции. Бельгийский лингвист А. Грегуар в своей работе "Об овладении речью", составившей эпоху в ...

Духовное совершенствование человека – новая цель шейпинга
Важная роль в гармоничном развитии человека принадлежит именно шейпингу, как реальному воплощению взаимодействия материального и духовного начал, присущих человеку, эстетически впечатляющей демонстрации культуры тела и культуры духа в их взаимодействии. Человек состоит из физического тела и нескольких “тонких” тел, состоящих из материи с более высоким уровнем колебаний, чем у плотного, физического тела (интуитивное знание об этом в ...