Общие и частные стороны летного утомления

Общие проявления утомления характеризуется: регрессом рабочих навыков; возникновением гипнотических фаз в деятельности коры больших полушарий головного мозга; нарушением новых рабочих навыков и растормаживанием старых, более упрочненных навыков.

Регресс навыков характеризуется переходом его от стадии автоматичности к стадии концентрации или даже генерализации. Наиболее существенными симптомами регресса рабочих навыков является потеря их автоматичности. Пилот при этом сосредотачивает свое внимание на движении свих рук и результат этих движений, а наблюдение за внешней обстановкой ухудшается. Утомленный человек не может правильно оценить необходимое усилие, прикладываемое к штурвалу или к другим рычагам управления, он начинает движения или преждевременно, или с опозданием, плохо различает внешние транспортные сигналы. При вовлечении в деятельность мышц-антагонистов, что бывает при глубоком регрессе рабочих навыков, наблюдается феномен «зажима штурвала или ручки управления» и скованность движений.

При дальнейшем развитии утомления может развиться парадоксальная гипнотическая фаза, когда пилот более интенсивно реагирует на незначительные ситуации и меньше – на одновременно текущие важные события. При умственном утомлении в процессе работы возникают короткие интервалы в деятельности продолжительностью 1-2с. – это так называемые «блоки». По мере дальнейшего утомления возникновение «блоков» учащается, работающий начинает замечать перерывы в работе, работоспособность прогрессивно снижается. При утомлении вследствие дефицита внутреннего торможения может произойти нарушение новых рабочих навыков и растормаживание старых более упрочненных навыков. В аварийной ситуации оживление угашенного навыка у утомленного пилота может усугубить ситуации и привести к авиационному происшествию.

Утомление у летного состава оказывает существенное влияние на процесс пространственной ориентировки. Это проявляется в нарушении вторичного синтеза при оценке пространственного положения ВС и возникновении различных летных иллюзий.

При развитии утомления у пилота навязанный темп работы в условиях относительного дефицита времени способствует нарастанию дефицита внутреннего торможения и преобладанию процессов возбуждения. Это проявляется в неправильной оценке временных интервалов – более короткие интервалы он принимает за заданные, вследствие чего он торопится при выполнении рабочих операций. При этом увеличивается количество ошибок.

Смотрите также

Злокачественная артериальная гипертензия (ЗАГ)
Артериальная гипертензия (АГ) - длительное повышение артериального давления (АД) >140/90 мм рт. ст.– одно из наиболее частых хронических заболеваний, легко распознаваемое и поддающееся эффективному лечению. В то же время, артериальная гипертензия – величайшая в истории человечества неинфекционная пандемия, определяющая структуру сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности. Под злокачественной гипертензией (первичной, втори ...

Метилирование ДНК в нормальных клетках
Для понимания роли метилирования при канцерогенезе необходимо знание закономерностей протекания этого процесса в нормальном организме. Клетки млекопитающих обладают способностью эпигенетически модифицировать свой геном путем энзиматического по пятому положению метилирования остатков цитозина в составе 5/-CpG динуклеотидов. Цитозиновый остаток в составе 5/-GpC или любых других динуклеотидов не метилируется. Приблизительно 70-80% CpG дин ...