Медицина и образование

Общие и частные стороны летного утомления

Общие проявления утомления характеризуется: регрессом рабочих навыков; возникновением гипнотических фаз в деятельности коры больших полушарий головного мозга; нарушением новых рабочих навыков и растормаживанием старых, более упрочненных навыков.

Регресс навыков характеризуется переходом его от стадии автоматичности к стадии концентрации или даже генерализации. Наиболее существенными симптомами регресса рабочих навыков является потеря их автоматичности. Пилот при этом сосредотачивает свое внимание на движении свих рук и результат этих движений, а наблюдение за внешней обстановкой ухудшается. Утомленный человек не может правильно оценить необходимое усилие, прикладываемое к штурвалу или к другим рычагам управления, он начинает движения или преждевременно, или с опозданием, плохо различает внешние транспортные сигналы. При вовлечении в деятельность мышц-антагонистов, что бывает при глубоком регрессе рабочих навыков, наблюдается феномен «зажима штурвала или ручки управления» и скованность движений.

При дальнейшем развитии утомления может развиться парадоксальная гипнотическая фаза, когда пилот более интенсивно реагирует на незначительные ситуации и меньше – на одновременно текущие важные события. При умственном утомлении в процессе работы возникают короткие интервалы в деятельности продолжительностью 1-2с. – это так называемые «блоки». По мере дальнейшего утомления возникновение «блоков» учащается, работающий начинает замечать перерывы в работе, работоспособность прогрессивно снижается. При утомлении вследствие дефицита внутреннего торможения может произойти нарушение новых рабочих навыков и растормаживание старых более упрочненных навыков. В аварийной ситуации оживление угашенного навыка у утомленного пилота может усугубить ситуации и привести к авиационному происшествию.

Утомление у летного состава оказывает существенное влияние на процесс пространственной ориентировки. Это проявляется в нарушении вторичного синтеза при оценке пространственного положения ВС и возникновении различных летных иллюзий.

При развитии утомления у пилота навязанный темп работы в условиях относительного дефицита времени способствует нарастанию дефицита внутреннего торможения и преобладанию процессов возбуждения. Это проявляется в неправильной оценке временных интервалов – более короткие интервалы он принимает за заданные, вследствие чего он торопится при выполнении рабочих операций. При этом увеличивается количество ошибок.

Смотрите также

Санитарно - эпидемиологический режим пищеблока ЛПУ
...

Стандартизация в профессиональной деятельности медсестры
17-18/3/1999 г. В Москве прошла первая научно- практическая конференция ”Проблемы стандартизации в здравоохранении РФ”, на которой обсуждались актуальные проблемы и перспективы станд ...

Дикенизия желчных путей
- функциональные нарушения тонуса и моторики желчного пузыря и желчных путей. Различают гипертонически-гиперкинетическую, характеризующуюся гипертоническим состоянием желчного пузыря (обыч ...