Необходимость обучения владением жизненно-важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание и др.).
Медицина и образование / Физкультура / Необходимость обучения владением жизненно-важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание и др.).
Страница 2

Основной задачей обучения в лыжном спорте является формирование навыков в технике способов передвижения на лыжах. Формирование двигательных навыков происходит на основе возникновения и закрепления целой системы сложных условных рефлексов. При передвижении возникают сложные системы взаимосвязанных нервных процессов, которые запечатлеваются в нервных клетках больших полушарий на основе механизма запоминания. Благодаря двигательной памяти и приобретаемому опыту человек выполняет движения всё лучше и лучше. Постепенно создаётся сложная уравновешенная система и образуется динамический стереотип.

Обучение технике передвижения на лыжах осуществляется по следующей схеме:

· Необходимо создать двигательное представление об изучаемом способе передвижения.

· Выполнение передвижения, по мере повторений приобретается умение, которое впоследствии переходит в двигательный навык.

Обучение способом передвижения на лыжах предполагает участие сознания, необходима определённая умственная деятельность.

В начале обучения на основе знаний возникают умения – это способность неавтоматизированно управлять движениями. При многократных повторениях движений умение постепенно переходят в навыки. Характерные черты двигательного навыка – осознанность, прочность, автоматизм и подвижность.

Постепенно автоматизируются элементы хода, умение заменяется навыком, управление всем движением (ходом в целом) становится автоматизированным. Автоматизация движений – это главная характерная особенность навыка.

У спортсменов, хорошо владеющих техникой хода (сформированный навык), отвлечение внимания не нарушает её. С образованием двигательного навыка сознание освобождается от контроля за каждым отдельным элементом, но он не исчезает, а меняет свою роль. Сознание начинает играть пусковую и тормозную роль или способствовать переключению с одного способа передвижения на другой.

Основное внимание концентрируется на результате хода (скорость передвижения), условиях (скольжение, рельеф, лыжи), а также на возникших ситуациях (появление препятствий на спуске, тактическая борьба с противником и.д.) Под контролем сознания лыжника находятся такие факторы, как сохранение силы и скорости отталкивания, ускорение или замедление, усиление или ослабление движения в зависимости от меняющейся ситуации.

Важной чертой двигательного навыка является прочность: лыжник может многократно и стереотипно выполнять циклы ходов; прочный навык менее подвержен сбивающему влиянию внешних условий (широкая или узкая лыжня, жёсткий или мягкий снег и т.д.) У квалифицированных спортсменов, имеющих прочные навыки в технике ходов, нет существенной разницы при передвижении на лыжне на тренировке и в соревнованиях. Прочность навыка позволяет лыжнику демонстрировать высокую технику в любых условиях и ситуациях (при утомлении, воздействии необычной обстановки, сильном возбуждении и т.д.) Стабильность навыка позволяет правильно выполнять движения на небольшой и максимальной скорости, при длительных перерывах в тренировке навыки в технике ходов сохраняются. Если у лыжника умение не превратилось в навык, то даже кратковременный перерыв ведёт к ухудшению техники и появлению ошибок.

С первых шагов необходимо изучать рациональную технику передвижения, т.к. при многократном повторении возникает опасность превращения в навык нерациональных или даже ошибочных способов выполнения движений в лыжных ходах.

Прочность навыка неотделима от его вариативности (подвижности). Расширение диапазона вариативности навыков важно в лыжном спорте т.к. передвижение на лыжах происходит при большой изменчивости внешних условий. Волевым усилием лыжник может изменить характер привычного движения, сократить или удлинить шаг, замедлить или ускорить вынос палок и т.д. в зависимости от меняющихся условий скольжения, рельефа местности и состояния лыжни. У квалифицированных лыжников диапазон подвижности навыков большой, и вместе с тем при любом варианте выполнения основная система движения сохраняется, не меняются и индивидуальные особенности техники способов передвижения на лыжах. По мере тренировки в различных условиях у лыжника вырабатываются новые динамические стереотипы на внешние воздействия. На основе имеющегося навыка возникают новые его варианты (передвижения по оттепели, по глубокой и мягкой лыжне, по неровной лыжне и т.д.). Всё это определяет высокое техническое мастерство лыжника.

Характерные признаки двигательного навыка.

· Выполнение отдельных движений входящих в двигательные действия без сосредоточения на них внимания ученика. Достигается за счёт наступившей автоматизации процесса выполненного упражнения.

· Автоматизированное выполнение движения является приобретённым в результате обучения или жизненной практики.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Выводы
1. Физиологическому сердцу спортсмена свойственны высокие функциональные возможности и способность переносить интенсивные физические нагрузки. 2. Боли в области сердца колющего и ноющего характера отмечаются при очень интенсивных тренировках. В подобных случаях следует снизить тренировочные нагрузки и привести их в соответствие с возможностями организма. 3. Чрезм ...

Земская медицина в Запорожье
История медицины доземского периода на территории бывших Александровского, Мелитопольського и Бердянского уездов (которые теперь входят в состав Запорожской области) остается неизвестной для большинства медицинских работников. Разгром Запорожской Сечи царизмом в 1775 году, многочисленные войны, оккупации, революция и нововведения советской власти уничтожили миллионы наших соотечественников, а также следствия их деятельности: дома, ...