Виды научения
Существует много разновидностей научения. Они могут быт разделены на несколько групп. Наиболее часто выделяют просто научение, к которому относят привыкание, сенситизацию, ассоцц ативное научение, включающее выработку классического услов ного рефлекса, инструментального (или оперантного) рефлекса одномоментное обучение (на аверсивном подкреплении), и сложномоментное научение (импринтинг, латентное обучение, обучение на основе подражания, когнитивное обучение: формирование декларативной памяти).
Привыкание как простейшая форма научения выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях стимула. От утомления и истощения привыкание отличается тем, что реакцию вновь можно вызвать простым изменением стимула.
Ярким примером поведенческого привыкания является угасание безусловного ориентировочного рефлекса (или его отдельных компонентов). С повторением стимула теряется новизна, что и приводит к привыканию. Привыкание в системе ориентировочного рефлекса получило название негативного научения, состоящего в том, что стимул по мере его повторения теряет способность вызывать ту реакцию, которую он ранее вызывал. Привыкание или угасание ориентировочного рефлекса связывают с формированием «нервной модели стимула» — его многомерной энграммы, которая и тормозит систему активации ориентировочного рефлекса (см. главу «Внимание»).
Сенситизация - другая форма простейшего научения, выражавщаяся в усилении рефлекторной реакции под влиянием сильного или повреждающего постороннего стимула. Сенситизация — это не просто противоположность привыкания. Она является результатом активации модулирующей системы мозга, возникшей на сильный побочный раздражитель. Усиление рефлекса вызвано изменением функционального состояния организма.
Смотрите также
Заключение
В
заключение можно сказать, что, будущее, разумеется, за народной медициной, ибо
в наше время стрессов и страстей, всякого рода нарушений экологии ничто так не
поможет человеку, как методы, разработанные нашими предками: закаливание,
аутотренинг, очищение организма, правильное питание и т.п. Только надо
пользоваться этим мощным оружием не от случая к случаю или когда болезнь
подступит вплотную, а постоянно, регулярно, привычно. Тогда радост ...
Функциональная эндоскопическая хирургия околоносовых пазух
В 1985 г. мы стали придавать
особое значение остиомеатальному комплексу. Этот термин был введен Naumann
для того, чтобы подчеркнуть его важность в патогенезе синуитов (1,2). Тем не
менее, в последующие годы остиомеатальный комплекс (ОМК) стал рассматриваться
некоторыми исследователями как некая причина синуитов, а не только как
критическая точка в патогенезе заболевания, как считалось раньше. Это мнение о
важности роли ОМК при ...