Виды научения
Существует много разновидностей научения. Они могут быт разделены на несколько групп. Наиболее часто выделяют просто научение, к которому относят привыкание, сенситизацию, ассоцц ативное научение, включающее выработку классического услов ного рефлекса, инструментального (или оперантного) рефлекса одномоментное обучение (на аверсивном подкреплении), и сложномоментное научение (импринтинг, латентное обучение, обучение на основе подражания, когнитивное обучение: формирование декларативной памяти).
Привыкание как простейшая форма научения выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях стимула. От утомления и истощения привыкание отличается тем, что реакцию вновь можно вызвать простым изменением стимула.
Ярким примером поведенческого привыкания является угасание безусловного ориентировочного рефлекса (или его отдельных компонентов). С повторением стимула теряется новизна, что и приводит к привыканию. Привыкание в системе ориентировочного рефлекса получило название негативного научения, состоящего в том, что стимул по мере его повторения теряет способность вызывать ту реакцию, которую он ранее вызывал. Привыкание или угасание ориентировочного рефлекса связывают с формированием «нервной модели стимула» — его многомерной энграммы, которая и тормозит систему активации ориентировочного рефлекса (см. главу «Внимание»).
Сенситизация - другая форма простейшего научения, выражавщаяся в усилении рефлекторной реакции под влиянием сильного или повреждающего постороннего стимула. Сенситизация — это не просто противоположность привыкания. Она является результатом активации модулирующей системы мозга, возникшей на сильный побочный раздражитель. Усиление рефлекса вызвано изменением функционального состояния организма.
Смотрите также
Блоковый нерв (IV)
Блоковый нерв, п.
trochlearis, является двигательным нервом. Его волокна начинаются
от ядра, расположенного в среднем мозге. Выйдя из вещества мозга латерально от
уздечки верхнего мозгового паруса (на дорсальной поверхности ствола головного
мозга), нерв огибает ножку мозга с латеральной стороны, затем идет вентрально
между ножкой мозга и медиальной поверхностью височной доли полушария большого
мозга. Направляясь затем вперед, блоковый нерв ...
Управление движением и вегетативными реакциями
Взаимодействие человека и животных с окружающей среды,
осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. Двигательный
акт как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. Ведущим
системообразующим фактором целенаправленного поведения, так же как и отдельного
двигательного акта, является полезный для жизнедеятельности организма
приспособительный результат.
Следует различать такие понятия, как «двигательный ...