Развитие идей вегетарианства в историческом аспекте
Страница 1

В последние годы вегетарианство приобрело буквально всемирную популярность. Тысячи рецептов немясной кулинарии ежедневно предлагаются нам по телевидению, радио, в прессе. Политики и артисты, спортсмены и ученые, люди буквально всех профессий нынче увлекаются вегетарианской кухней и находят в ней пользу для себя. Свежая информация помощь в получении кредита уфа здесь.

Разновидности вегетарианства:

· сыроеды (растительная пища без кулинарии);

· строгое вегетарианство (только растительная пища);

· нестрогое вегетарианство (допущение продуктов животного происхождения кроме мяса животных);

· лактовегетарианцы (допускают молоко и молочные продукты);

· лактоововегетарианцы (кроме молока и продуктов из него допускают еще и яйца).

Иногда вегетарианцами называют себя и те, кто не употребляет мясной пищи, но допускает рыбу и изделия из нее.

Люди переходят на растительное питание по различным причинам. Во-первых, это здоровье. Вегетарианское меню, в отличие от обычного, поставляет нашему организму большое количество балластных веществ, витаминов и ненасыщенных жировых кислот. Недостаток же этих веществ, а также жирное, богатое холестерином питание, часто приводит к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта и сердечным заболеваниям.

Второй и наиболее распространенной среди молодого и здорового населения причиной можно считать гуманность по отношению к животным, недовольство современными методами разведения и убоя скота, птицы и ловли рыбы. Массовое производство, когда животные получают с кормом различные химические или гормональные добавки, привело, по мнению вегетарианцев, еще и к тому, что вкус и качество мяса заметно ухудшились.

Итак, среди причин вегетарианства можно выделить следующие:

· этические (протест против мучительных способов умерщвления животных либо против убийства животных как такового);

· медико-гигиенические (польза для физического здоровья);

· эстетические (связанные с неприятностью ощущений, испытываемых при восприятии убоя животных и последующей мясопереработкой);

· экологические (протест против уничтожения лесов ради пастбищ, загрязнения окружающей среды отходами животноводства и др.);

· экономические (затратная нецелесообразность мясоедения).

Отказ от потребления мяса мы находим уже в античные времена, начиная с пифагорейцев VI века до н.э. и вплоть до неоплатоника III века н.э. Порфирия. Древние греки считали растительную пищу основной; мясо играло важную роль во время жертвенных и праздничных ритуалов. Таким образом, не физиологические соображения заставляли философские движения отказываться от мясной пищи, а религиозные предубеждения, в том числе вера в переселение душ (метемпсихоз), а также сложившийся стереотип, что жестокое обхождение с людьми связано с жестокостью по отношению к животным [9]. Христианская церковь на Западе и на Востоке с самого начала вела борьбу с вегетарианскими учениями, увидев их связь с различными религиозными сектами. Например, секта богомилов, возникшая на Балканах (Х-ХIV века), и катары во Франции и Италии (ХII-ХIV века) отказывались от употребления мяса. Средние века и Ренессанс почти не знали вегетарианства в современном смысле. Ревностные противники животной пищи, вроде Леонардо да Винчи, являлись скорее исключением из правил. Но Ренессанс, вновь открывая античную культуру, тем самым подготовил путь для нового вегетарианского движения. Впоследствии вегетарианцев подчас называли "пифагорейцами".

Современное вегетарианство начинает возникать на Западе с ХVIII века, и, прежде всего, в протестантских странах, уже не знавших церковного поста. В первую очередь оно возникало в той среде, в которой потребление мяса на душу населения было особенно высоко (Англия, США). Значительное влияние на распространение вегетарианских идей имели многие философы, писатели и поэты - Вольтер, Жан Жак Руссо, Джон Ге и другие. П.Б. Шелли выступил убежденным защитником вегетарианского образа жизни в трактатах "On the Vegetable System of Diet" и "A Vindication of Natural Diet".

В 1847 году в Манчестере было учреждено первое значительное объединение вегетарианцев, "The Vegetarian Society". В Нью-Йорке в 1859 году также было основанo "Американское вегетарианское согласие" ("The American Vegetarian Convention"). Знаменитым представителем вегетарианства в США был Сильвестр Грэхэм (1794-1851), пресвитерианский священник, получивший естественно-научное образование. Он был сторонником простой пищи и здорового образа жизни. Впоследствии его именем были названы некоторые хлебные изделия из муки грубого помола (graham bread). В дальнейшем врач Джон Харви Келлог (1852-1943) продолжил эти традиции, проповедуя нечто вроде "нравственной физиологии".

Немного позднее, чем в англоязычных странах, вегетарианское движение стало распространяться в Германии. В 1867 году в Нордгаузене пастор Эдуард Бальцер основал "Союз друзей натурального образа жизни" ("Verein von Freunden der natürlichen Lebensweise"), а в 1868 году Густав фон Струве, один из участников революции 1848 года, возглавил "Вегетарианское общество" ("Die vegetarische Gesellschaft") в Штутгарте. Эти два наиболее значительные общества при моральной поддержке со стороны Льва Толстого объединились в 1892 году в "Немецкий вегетарианский союз" ("Deutscher Vegetarierbund"). Немецкое вегетарианское движение больше остальных стало реакцией на процессы индустриализации, урбанизации и на связанные с ними перемены в режиме питания. Ответом на эти процессы стало и стремление к общей реформе жизни (Lebensreform): возвращение к природе, поощрение садоводства и физических упражнений.

Страницы: 1 2