Эволюция способности различать звуковые контрасты
Медицина и образование / Процесс становления речи у детей / Эволюция способности различать звуковые контрасты

Вопреки мнению Н. Хомского, конкретные языки различаются по составу дифференциальных признаков и по фонетической реализации сходных дифференциальных признаков.

Таким образом, отдельные фонетические различия в конкретном языке могут соответствовать, а могут и не соответствовать тем акустическим контрастам, которые способен воспринимать ребенок до стадии обучения. Примером может служить контраст между смычными согласными по глухости-звонкости, связанный с длительностью задержки начала фонации. В английском языке смычные согласные различаются по этому признаку примерно так же, как и стимулы, воспринимаемые контрастно младенцами. В испанском языке граница между этими согласными лежит в другом диапазоне задержек. Таким образом, английские дети могут использовать врожденную способность различать эти звуки, а испанские дети должны переучиваться, что и наблюдается на самом деле.

В ряде работ было показано, что первые изменения слухового восприятия речевых сигналов, связанные с влиянием конкретной языковой среды, отмечаются не ранее 9-го месяца жизни жизни.

Примерно в том же возрасте подавляется способность воспринимать контрасты, не свойсвенные родному языку. Как говорит B. Repp, в этот период начинает формироваться специфичный для родного языка фонетический лексикон .

По данным ряда работ, определенную роль в усвоении фонетических контрастов играют артикуляции. Показано, в частности, что дети с нарушениями звукопроизношения распознают звуки речи хуже, чем нормальные дети.