Врожденные предпосылки освоения языкаМедицина и образование / Процесс становления речи у детей / Врожденные предпосылки освоения языка
Идею о том, что для освоения языка необходимы врожденные задатки, предельно категорично высказал американский исследователь Н. Хомский. Хомского интересовали процессы, которые позволяют ребенку реконструировать грамматику конкретного языка на основе ограниченных о нем сведений. Чтобы это стало возможным, как полагал Хомский, ребенок должен от рождения владеть универсальной лингвистической теорией, позволяющей ему понять, "на каком из возможных языков говорит сообщество, в которое он попал. Чтобы узнать, на каком языке говорит сообщество, ребенок должен обладать способностью воспринимать речевые сигналы, характерные для данной языковой среды. Такая возможность, по мнению Хомского, заложена в системе дифференциальных признаков, акустико-артикуляторные характеристики которых универсальны. Как называется тетрадь на кольцах все в отделе тетради.
Как первый, так и последний из этих тезисов более чем сомнительны, но они явились импульсом для проведения широкого круга исследований. Особенно интенсивно исследовалась способность детей воспринимать различные фонетические контрасты. В этих работах, как правило, использовались варианты одной и той же экспериментальной ситуации. Некоторый речевой стимул (обычно слог типа СГ) предъявляли детям многократно, вплоть до угасания начальной ориентировочной реакции. Затем стимул замещался другим сигналом, контрастирующим с предыдущим определенным образом, например, по звонкости или по месту артикуляции согласного. Возобновление ориентировочной реакции считалось свидетельством того, что ребенок воспринимает соответствующий фонетический признак. В зависимости от возраста ребенка в качестве индикатора ориентировочной реакции использовали изменения сердечной деятельности и сосательной активности, повороты головы и глаз в сторону источника звука и др При исследовании детей 6 месяцев и старше применяли условно-рефлекторные методики, например, показ игрушки, сопутствующий изменениям звукового сигнала. В работе представлен обзор этих исследований до 1983 г.
Эти эксперименты показали, что дети с первых месяцев жизни способны воспринимать все основные фонетические контрасты - различия согласных по глухости-звонкости, по месту образования и т. д.
На основе этих результатов был сделан вывод о том, что человек от рождения снабжен детекторами основных (универсальных) фонетических признаков.
Смотрите также
Понятие о шейпинге
Шейпинг – еще одна из зарубежных новинок для
коррекции фигуры и повышения тонуса мышц.
О том, что представляет собой шейпинг, говорит
уже одно его название. Английское слово “shape”
переводится на русский язык как “форма”. Заниматься шейпингом – значит, “делать
форму” своей фигуре.
Что же стоит за этим названием? Шейпинг, исходя
из названия, - это достижение определенной (приближенной к идеалу или
идеальной) ...
Профилактика наследственной патологии(экологический аспект)
Известное общее положение о единстве внутреннего и внешнего в развитии и
существовании нормального и больного организмов не теряет своего значения
применительно к наследственным, передающимся от родителей к детям, болезням,
как бы ни казались такие болезни заранее детерминированным патологическими
наследственными задатками. Однако это положение требует более детального
разбора, поскольку оно не столь однозначно по отношению ...




