Медицина и образование

Врожденные предпосылки освоения языка
Медицина и образование / Процесс становления речи у детей / Врожденные предпосылки освоения языка

Идею о том, что для освоения языка необходимы врожденные задатки, предельно категорично высказал американский исследователь Н. Хомский. Хомского интересовали процессы, которые позволяют ребенку реконструировать грамматику конкретного языка на основе ограниченных о нем сведений. Чтобы это стало возможным, как полагал Хомский, ребенок должен от рождения владеть универсальной лингвистической теорией, позволяющей ему понять, "на каком из возможных языков говорит сообщество, в которое он попал. Чтобы узнать, на каком языке говорит сообщество, ребенок должен обладать способностью воспринимать речевые сигналы, характерные для данной языковой среды. Такая возможность, по мнению Хомского, заложена в системе дифференциальных признаков, акустико-артикуляторные характеристики которых универсальны.

Как первый, так и последний из этих тезисов более чем сомнительны, но они явились импульсом для проведения широкого круга исследований. Особенно интенсивно исследовалась способность детей воспринимать различные фонетические контрасты. В этих работах, как правило, использовались варианты одной и той же экспериментальной ситуации. Некоторый речевой стимул (обычно слог типа СГ) предъявляли детям многократно, вплоть до угасания начальной ориентировочной реакции. Затем стимул замещался другим сигналом, контрастирующим с предыдущим определенным образом, например, по звонкости или по месту артикуляции согласного. Возобновление ориентировочной реакции считалось свидетельством того, что ребенок воспринимает соответствующий фонетический признак. В зависимости от возраста ребенка в качестве индикатора ориентировочной реакции использовали изменения сердечной деятельности и сосательной активности, повороты головы и глаз в сторону источника звука и др При исследовании детей 6 месяцев и старше применяли условно-рефлекторные методики, например, показ игрушки, сопутствующий изменениям звукового сигнала. В работе представлен обзор этих исследований до 1983 г.

Эти эксперименты показали, что дети с первых месяцев жизни способны воспринимать все основные фонетические контрасты - различия согласных по глухости-звонкости, по месту образования и т. д.

На основе этих результатов был сделан вывод о том, что человек от рождения снабжен детекторами основных (универсальных) фонетических признаков.

Смотрите также

Коррегирующий уход за психическими больными
Работа медицинского персонала в условиях психоневрологических учреждений отличается от таковой в других больницах и имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловливаются главным образом тем, что ...

Методы лечения в онкологии
Онкология (онко- + греч. logos учение, наука) - область медицины и биологии, изучающая причины возникновения, механизмы развития и клинические проявления опухолей. Онкология изучает методы ...

Избирательное применение лечения психически больных
В практической лечебной деятельности нередко приходится воздействовать на проявления шизофренического процесса, которые являются некурабельными по отношению к другим нейролептикам и даже шоко ...