Обязательства вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услугМедицина и образование / Обязательства вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг
Ранее действовавшее законодательство об охране здоровья граждан не содержало четкого понятийного аппарата, поэтому даже саму медицинскую помощь как таковую нельзя было с полным основанием отнести к числу правовых категорий. В отсутствие специальных норм воздействие на здоровье могло одинаково расцениваться как правомерная медицинская помощь, равно как и противоправное посягательство.
В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приведены определения ряда важнейших понятий, которые отсутствовали в ранее действовавшем законе 1993 года[1], и содержание данных понятий можно было только косвенным образом вывести из ряда законов и подзаконных актов.
Содержание и объем медицинской помощи (медицинского вмешательства) определяются медицинской необходимостью, и находятся в сфере публично-правового регулирования, в этом смысле медицинская помощь не является ни объектом гражданских прав, ни объектом гражданского оборота. Товарной формой медицинской помощи является медицинская услуга.
Медицинская помощь может оказываться вне связи с медицинской услугой и вне ее рамок в порядке действий в чужом интересе без поручения[2].
Предоставление сервисных удобств при оказании медицинской услуги не отражается на содержании составляющих ее профессиональных медицинских действий и не является составной частью собственно медицинской услуги – это сервисные атрибуты услуги.
Причинение ущерба здоровью, в том числе при оказании медицинских услуг, влечет соответствующую гражданско-правовую ответственность причинителя вреда, если не содержит признаков состава преступления.
Поскольку медицинские услуги оказываются на основании договоров, естественно ожидать, что договор должен восполнять регулятивную недостаточность законодательства в этих отношениях.
Необходимо отметить, что в настоящее время происходит объективный процесс изменения соотношения норм публичного и частного права, регулирующих медицинскую деятельность, в пользу частного. При этом содержание и характер публично-правового регулирования рассматриваемых правоотношений и деятельности медицинских организаций претерпевает значительные изменения.
Устанавливается многоканальная бюджетно-страховая модель здравоохранения, основанная на трех источниках финансирования: государственного, обязательного и добровольного медицинского страхования
Поскольку медицинское вмешательство связано с воздействием на здоровье, отражение такого вмешательства на состоянии здоровья имеет существенное значение для изучения проблематики деликта при оказании медицинской помощи на основании договора.
В течение долгого времени множились противоречия, не находившие единообразного разрешения, поэтому в настоящее время все более возрастает практическая потребность в правовом регулировании договорных и внедоговорных отношений при оказании медицинских услуг. Создание целостного представления о структурировании и взаимосвязи договорных и внедоговорных отношений, складывающихся при оказании медицинских услуг, отвечает насущным потребностям медицинской деятельности, а также потребностям судебной практики по «медицинским» делам при разрешении возникающих споров.
Смотрите также
Гигиеническая характеристика организации рабочего места
Правильная организация рабочего места позволяет значительно снизить уровень
электромагнитных излучений и электростатического потенциала, обеспечивает
комфорт на рабочем месте.
В некоторых школах за
ПЭВМ работают по два человека, что не соответствует гигиеническим нормативам.
Расстояние от экрана до глаз пользователя составляет от 500мм до 700мм, что
соответствует норме (не менее 500мм). Наблюдается неправильное оборудование
раб ...
Менеджмент и маркетинг в современном здравоохранении
Маркетинг
- это комплексная деятельность специалистов по организации производства, сбыта
продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей
населения с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли. В структуре
маркетинга важным элементом является понятие потребности.
Потребность - это определенный вид нуждаемости (физиологической, социальной,
личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизн ...