Международно-правовое регулирование в области охраны здоровья и современное российское медицинское законодательство
Медицина и образование / Обязательства вследствие причинения вреда здоровью при оказании медицинских услуг / Международно-правовое регулирование в области охраны здоровья и современное российское медицинское законодательство
Страница 1

Нормативно-правовая база здравоохранения РФ сегодня состоит из общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, которые являются приоритетными в случае их противоречия с нормами национального законодательства РФ[3] (к ним относятся универсальные, региональные и двухсторонние международные акты), федерального законодательства в области здравоохранения, а также законодательства субъектов федерации (здравоохранение в соответствии со ст. 72 Конституции находится в совместном ведении РФ и ее субъектов).

К универсальным международным договорам в области здравоохранения относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948)[4], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966)[5], Хельсинская Декларация всемирной медицинской ассоциации (1964)[6] и ряд других актов.

В качестве примеров региональных международных договоров (в рамках Содружества Независимых Государств) можно привести: Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (1992)[7], Соглашение о сотрудничестве в решении проблем ВИЧ-инфекции (1998)[8], Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994)[9], Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств-участников Содружества Независимых Государств (2001)[10], Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств (1997)[11] и т.д.

Среди двусторонних соглашений можно назвать Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан в области здравоохранения, фарминдустрии и медицинской науки (1992), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области медицины и здравоохранения (1995), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Великого Герцогства Люксембург о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинской науки и медицинской промышленности (1998) и т. д.

Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ[12]. Оно включает в себя возможность получения гарантированного объема бесплатной медицинской и лекарственной помощи, а также платных медицинских услуг сверх гарантированного объема.

С 1 января 2012 года вступили в силу основные положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым установлены правовые, организационные, экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности граждан, отдельных групп населения, гарантии реализации этих прав, полномочия и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, медицинских организаций в сфере охраны здоровья.

В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приведены определения ряда важнейших понятий, которые отсутствовали в ранее действовавшем законе 1993 года, и содержание данных понятий можно было только косвенным образом вывести из ряда законов и подзаконных актов.

Так, в пункте 4 статьи 2 нового закона об основах охраны здоровья граждан дано определение медицинской услуги – это «медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение»[13].

В пункте 6 данной статьи дано определение медицинского вмешательства – это «выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Роль медсестры руководителя в организации лечения и ухода за больными с психическими расстройствами
Роль медицинской сестры – руководителя в организации лечебного процесса и ухода за психическими больными трудно переоценить, так как он включает в себя широкий круг вопросов, без чего невозможно было бы само осуществление терапевтического подхода к больным и, в конечном счете, регистрирование ремиссионных состояний или выздоровление. Это не механическое осуществление врачебных назначений и рекомендаций, а творческое решение повседне ...

Краткий обзор литературы
Специфическая (рустенгольцевская) язва подошвы наблюдается у крупного рогатого скота, особенно часто в молочных промышленных комплексах. (О.Дитц, Н.С. Островский). Болеют преимущественно высоко-молочные, крупные коровы при длительном их стойловом содержании и интенсивном кормлении. Реже болеют молодые животные и еще реже быки. На широкое распространение специфической язвы подошвы в молочных комплексах указывают J. Cristea, N. Ze ...