Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание относится к феномену переключения внимания на стимул, который ранее не привлекал внимания. Оно протекает автоматически и не требует специальных усилий. Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс (ОР). Его появление автоматически включает произвольное внимание, которое и обеспечивает дальнейшую и контролируемую обработку стимула.
Ориентировочный, или исследовательский, рефлекс был открыт И.О. Павловым и назван ни рефлексом «Что такое?». Он описал его как комплекс двигательных реакций (поворот головы, глаз, настораживание ушей) в направлении нового стимула. Ю. Конорский (1970) этому комплексу соматических реакций дал название рефлекса прицеливания, назначение которого — обеспечить лучшее восприятие нового стимула.
Отличительной особенностью ОР является его угасание, развивающееся с повторением стимула. Однако любое изменение в повторяющемся стимуле восстанавливает ОР. Оно может быть вызвано изменением модальности, интенсивности, пространственных и временных характеристик, включая длительность стимула и меж-стимульные интервалы. Изменения в сложных стимулах или в их комплексах, например, такие, как пропуск одного из его элементов или изменение их порядка, также восстанавливают ОР. Величина его восстановления пропорциональна числу одновременно измененных параметров и степени их изменения.
Смотрите также
Дисфункциональные маточные кровотечения (ДМК)
ДМК - кровотечения, не связанные
ни с органическими изменениями в половых органах, ни с системными
заболеваниями, приводящими к нарушению свертывающей системы крови. Таким
образом, в основе ДМК лежит нарушение ритма и продукции гонадотропных гормонов
и гормонов яичников. ДМК всегда сопутствуют морфологические изменения в матки.
В общей структуре гинекологических заболеваний ДМК составляет 15-20%.
Менструальная функция регулируется к ...
Социальная психофизиология
Социальная психофизиология изучает поведение как
результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Поведение
человека формируется в течение жизни на основе обучения и приобретения
определенных навыков под влиянием социальной среды, культуры и традиций
общества, к которому принадлежит субъект. Вместе с тем оно имеет и свои
биологические корни, психофизиологические механизмы, которые являются
промежуточной переменной между воздейс ...