Медицина и образование

Санитарно-гигиенические аспекты планировки, организации и работы родильных домов
Медицина и образование / Санитарно-гигиенические аспекты планировки, организации и работы родильных домов
Страница 1

Поскольку родильные дома призваны оказывать квалифицированную стационарную помощь женщинам в период беременности, в родах, в послеродовом периоде, при гинекологических заболеваниях и осуществлять уход за новорожденными в период их пребывания в родильном доме, необходимо подробнее остановиться на гигиенических требованиях к их планировке, оборудованию и содержанию.В первую очередь нужно отметить, что структура и оснащение родильных домов должны строго соответствовать требованиям строительных норм и правилам лечебно-профилактических учреждений. В России это "Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" (СанПиН 5179-90), установленные Минздравом РФ.Трудно переоценить важность правильного планирования родильных домов.Выбор земельного участка для размещения родильных домов подлежит обязательному согласованию с органами и учреждениями санэпидслужбы. Открытие вновь построенных, реконструированных, подвергавшихся ремонту, перепланировке или переоборудованию родовспомогательных стационаров допускается после получения заключения санитарно-эпидемиологической службы, разрешающего эксплуатацию указанных зданий и помещений.Участки родильных домов должны быть удалены от железных дорог, аэропортов, скоростных автомагистралей и других мощных источников воздействия физических факторов с учетом обеспечения уровней шума в пределах санитарных норм.При размещении родовспомогательных учреждений в селитебной зоне населенного пункта корпуса необходимо размещать не ближе 30 м от красной линии застройки и 30-50 метров от жилых зданий в зависимости от этажности зданий.Территория участка родильного дома должна быть благоустроена, озеленена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% общей площади участка, а площадь садово-парковой зоны - 25 м в квадрате на человека (на койку).Участок родильного дома, расположенный на территории жилой застройки населенного пункта, должен иметь по периметру полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м их двухрядной посадки высокоствольных деревьев и ряда кустарников.Деревья с широкой кроной должны сажаться не ближе 10 м от стены здания.К территории родильных домов должны быть устроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Аналогичные твердые покрытия должны иметь внутренние проезды и пешеходные дорожки. Временные стоянки автотранспорта индивидуального пользования следует размещать на расстоянии не ближе 40 м от территории.На территории родильного дома не допускается расположение каких бы то ни было посторонних учреждений, жилья, а также размещение построек и сооружений, не связанных функционально с указанными лечебно-профилактическими учреждениями.Уборка территории должна проводиться ежедневно. Для сбора мусора и бытовых отходов на территории устанавливаются мусоросборники с плотно закрывающимися крышками, для которых должны быть предусмотрены и оборудованы специальные площадки с асфальтовым или бетонированным покрытием, обеспечивающим дезинфекцию и промывку площадок. Расстояние площадки с мусоросборниками до палатных корпусов должно быть не менее 25 м. Мусоросборники должны систематически промываться и дезинфицироваться. Вывоз мусора и пищевых отходов должен осуществляться ежедневно.Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений родовспомогательных стационаров должны обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы и условия пребывания пациенток, труда и отдыха обслуживающего персонала.В родильных домах, являющихся учебными базами медицинских вузов и училищ, институтов усовершенствования врачей, а также научными базами НИИ системы здравоохранения должны быть дополнительно предусмотрены необходимые учебные помещения для студентов, курсантов и кабинеты для преподавательского состава: вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты, кладовые и др.), обособленные от основных функциональных подразделений учреждения.В подвальных и цокольных этажах допускается размещение складских помещений (кладовые хозинвентаря), санитарно-бытовых помещений для персонала (гардеробные, душевые), санитарных пропускников, помещений для хранения вещей больных, буфетов и столовых для персонала, центральных бельевых, помещений для сбора и сортировки грязного белья, помещений дезинфекционной обработки суден, клеенок и дезинфекции кроватей.Не допускается размещение в подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов помещений мастерских, складов ядовитых, сильнодействующих, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, аккумуляторных, а также приемных отделений.В цокольных этажах с отметкой 1,2 м ниже отмостки или планировочной отметки тротуара допускается размещать служебные помещения, помещения для выписки пациенток, медицинские архивы, вестибюли. В порядке исключения, по согласованию с территориальными органами государственного санитарного надзора, допускается размещение дезкамер небольшой мощности, хотя, по существующим правилам, для дезкамер должны быть выделены отдельные строения.В цокольных этажах с отметкой пола не более 0,5 м допускается размещать все помещения, кроме родовых, операционных, процедурных, врачебных кабинетов.В родовспомогательных учреждениях как самостоятельных, так и в составе многопрофильных больниц, архитектурно-планировочные решения должны обеспечить четкое зонирование отделений, цикличность их заполнения и санитарной обработки, упорядочение внутрибольничных потоков, улучшение условий работы персонала.Структура помещений родильного дома должна обеспечить изоляцию здоровых беременных, рожениц, родильниц и новорожденных от больных, строжайшее соблюдение правил санитарно-эпидемического режима, изоляцию заболевших.Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением. Поверхность стен, перегородок и потолков помещений должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и дезинфекции.В помещениях, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (операционные, родовые, предоперационные, процедурные и др. аналогичные помещения, а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья и др.) стены следует облицовывать глазурованной плиткой и другими влагостойкими материалами на полную высоту. Для покрытия полов надлежит применять водонепроницаемые материалы. Полы в операционных и родовых должны быть безискровые, антистатические. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими (масляными и другими) красками.Весь уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно.Родзалы, палаты новорожденных и недоношенных детей до 1 года, процедурные боксы и молочные комнаты следует после уборки, а также в процессе текущей эксплуатации периодически облучать ультрафиолетовыми стационарными или передвижными бактерицидными лампами из расчета 1 ватт мощности лампы на 1 кубический метр помещения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Здоровье - как важнейший фактор безопасности жизнедеятельности человека
Состояние здоровья здоровье населения предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, специфико ...

Физкультура при близорукости
В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По данным Т. С. Смирновой (1976), с ...

Методы реабилитации наркозависимых
Лечение наркомании и токсикомании в настоящее время не имеет четкой патогенетической ориентации и во многом симптоматично, поскольку экспериментальные исследования и клиническая практика ещ ...