Места антидепрессантов в терапии фобий
Медицина и образование / Места антидепрессантов в терапии фобий
Страница 1

До обсуждения роли антидепрессантов в лечении фобий целесообразно остановиться на границах фобических расстройств и их клинических вариантах (табл. [1]). С нашей точки зрения, наряду с такими признанными вариантами фобий, как агорафобия, социальные фобии, нозофобии, специфические (изолированные) фобии, в расстройства фобического круга следует включать и паническое расстройство, относимое и в МКБ-10, и в DSM-4 к тревожным расстройствам. Во-первых, и психопатологические, и содержательные особенности переживаний больных в ходе панической атаки более типичны для фобий, чем для тревоги: возникают пароксизмальная танато-фобия, кардиофобия, лиссофобия, а не беспокойство, напряжение, лишенное определенного содержания. Правда, страх в структуре панических атак не носит навязчивого характера. Это, скорее, страх овладевающий. Но и другие фобии, традиционно относимые к навязчивостям, в значительной, если не в большей своей части, по данным нашего коллектива (Л.Г.Бородина, 1996; ААШмилович, 1999), являются страхами не навязчивыми, а сверхценными.

Во-вторых, панические атаки становятся источником агорафобии, социофобий и других фобий гораздо чаще, чем основой генерализованного и других затяжных тревожных расстройств. При этом панические атаки утрачивают самостоятельность и выступают в роли одной из составляющих фобического синдрома. Средства и способы лечения фобий многообразны. В табл. [2] они, по возможности, расположены в порядке убывания их значимости в настоящее время. Ведущее место в лечении фобий фактически занимает психофармакотерапия. Из классов психо-тропных средств на первой позиции находятся антидепрессанты (если учитывать результаты большинства исследований и сложившуюся терапевтическую практику). Далее следуют транквилизаторы и нейролептики.

Психотерапия могла бы претендовать на лидирующее положение при наличии достаточного числа квалифицированных психотерапевтов, о чем свидетельствуют сравнительные исследования (например, АБ.Смулевича и соавт., 1998). Применение антидепрессантов, психотерапия -это способы лечения фобий первого порядка, которые в части случаев могут использоваться самостоятельно, в виде монотерапии. Далее следуют бета-блокаторы, которые, как правило, играют вспомогательную роль в комплексном лечении (исключая некоторые случаи социальных и изолированных фобий). Практически значимы общие вегетостабилизи-рующие мероприятия, особенно на более ранних этапах фобических расстройств. В конце табл. [2] перечислены способы лечения с ограниченной или спорной эффективностью (ла-зеротерапия, иглорефлексотерапия, применение тимостабилизаторов), используемые как дополнительные в комплексной терапии, а также способы лечения с относительно высокой эффективностью, но редко употребляемые в настоящее время (субшоковые методы). Не слишком углубляясь в историю вопроса, следует отметить, что с появлением транквилизаторов началось их интенсивное использование в лечении фобий, включая парентеральное введение высоких доз реланиума. Однако сравнительно быстро наступило известное разочарование (табл. [3]).

Эффективность транквилизаторов оказалась не столь высокой, как ожидалось. Кроме того, применение транквилизаторов имеет ограничения по срокам, вследствие риска возникновения зависимости (продолжительность курсового лечения транквилизаторами не должна превышать 4 или даже 2 недель, по зарубежным данным). Отмена транквилизаторов в большинстве случаев сопровождается обострением или возобновлением фобий. В итоге транквилизаторы, сохранив заметное место в терапии фобий, утратили доминирующие позиции. В настоящее время в лечении фобий, особенно панического расстройства, в основном используются алпразолам, клоназепам, реланиум, феназепам. Последний весьма перспективен в связи с меньшим риском возникновения зависимости, по мнению ряда наркологов, и появлением инъекционной формы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Последствия действия ЭМП ПК для здоровья человека
В подавляющем большинстве случаев облучение происходит полями относительно низких уровней, ниже перечисленные последствия относятся к таким случаям. Многочисленные исследования в области биологического действия ЭМП позволят определить наиболее чувствительные системы организма человека: нервная, иммунная, эндокринная и половая. Эти системы организма являются критическими. Реакции этих систем должны обязательно учитываться при оц ...

Виды научения
Существует много разновидностей научения. Они могут быт разделены на несколько групп. Наиболее часто выделяют просто научение, к которому относят привыкание, сенситизацию, ассоцц ативное научение, включающее выработку классического услов ного рефлекса, инструментального (или оперантного) рефлекса одномоментное обучение (на аверсивном подкреплении), и сложномоментное научение (импринтинг, латентное обучение, обучение на основе подражания, ког ...