Здравоохранение в экономикеМедицина и образование / Здравоохранение в экономикеСтраница 2
Отмеченные выше ограничения конкуренции и информации означают, что рынок медицинских услуг будет существенно отличаться от рынка совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции, в случаях, если фирма открывает лучший способ производства какого-либо товара, она просто снижает цены и таким образом отбирает покупателей у других производителей. Производство всегда эффективно, а цены отражают издержки производства наиболее умелых производителей. Если эти условия не выполняются, то могут выжить и те производители, у которых цены значительно превысят издержки производства.
Когда товар неоднороден и покупатель не слишком хорошо информирован, тогда ему сложно определить, что означает более низкая цена - сигнал о возможности более выгодно покупки или о низком качестве товара. А когда покупатели информированы о ценах, то фирмы могут их поднять выше уровня цен равновесия только при ограничении числа продавцов.
Можно схематично показать отличия рынка совершенной конкуренции от той рыночной структуры, которая характерна в целом для рынка медицинских услуг.
Рынок совершенной конкуренции |
Рынок медицинских услуг |
Большое количество продавцов |
Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок, возможны даже ситуации, близкие к естественной монополии. |
Однородность товара |
Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность. |
Хорошая информормированность покупателей |
Несовершенная информация |
Возможность сопоставления цены товара и его качества |
Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества. |
Производители стремятся к максимизации прибыли |
Наличие большого числа государственных или частных "бесприбыльных" организаций. |
Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. |
В большинстве случаев требуется участие "третьей стороны" - компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг. |
Исходя из приведенного сравнения, можно утверждать, что рынок медицинских услуг, с точки зрения организационной структуры, является рынком несовершенной конкуренции. При этом по своим основным характеристикам он в большей мере приближается к структурам, которые в экономической теории классифицируются как рынок монополистической конкуренции и монополия. Эти обстоятельства неизбежно накладывают свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также требует специфического регулирования происходящих процессов в этих рыночных структурах со стороны государства.
В связи с этим чрезвычайно важно обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг. Ключевую роль здесь играет цена, которая, с одной стороны, определяет спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного ее изменения балансирует их. Для того чтобы строить прогнозы относительного изменения величины спроса или предложения при изменении цены, необходимо знать количественные параметры этих изменений. Наиболее распространенной количественной характеристикой спроса является так называемая эластичность спроса. Различают три вида характеристик эластичности спроса. Это ценовая эластичность, эластичность по доходу, перекрестная эластичность по различным товарам.
Смотрите также
Источники и характеристика эмп на рабочем месте с компьютером
В
нашей стране широкие исследования электромагнитных полей были начаты в 60-е
годы. Был накоплен большой клинический материал о неблагоприятном действии
магнитных и электромагнитных полей, было предложено ввести новое нозологическое
заболевание “Радиоволновая болезнь” или “Хроническое поражение микроволнами”. В
дальнейшем, работами ученых в России было установлено, что, во-первых, нервная
система человека, особенно высшая нервная деяте ...
Диспансерное наблюдение В12-дефицитной
анемии
Диспансерное наблюдение -
пожизненное. Поддерживающую терапию (профилактику рецидивов) проводят под
контролем уровня Нb
и содержания эритроцитов, с этой целью применяют цианокобаламин курсами 25
инъекций 1 раз в год (в период ремиссии) в течение всей жизни. Один раз в
полгода обязательно эндоскопическое исследование желудка с биопсией для
исключения рака желудка.
Важную роль в профилактике анемий
играет правильное рациональное питание р ...