Эвристический принцип в усвоении языка ребенкомМедицина и образование / Процесс становления речи у детей / Эвристический принцип в усвоении языка ребенком
Уже И.А. Сикорский, как мы видели, показал, что дети могут избирать разные стратегии овладения языком. Более глубокое различие в стратегии овладения детьми языком описано Л. Блум. Она анализировала синтаксическое развитие речи трех детей и обнаружила, что они шли несколько различными путями. По мнению автора: "Результаты этого исследования ставят под некоторое сомнение взгляд на языковое развитие как на предпрограммированное врожденными особенностями одинаковое у всех детей поведение . Различия . отражают значимость индивидуальных различий во взаимодействии между познавательной функцией и опытом, которое не может рассматриваться как одно и то же для любого ребенка". Особый интерес представляет в этом плане исследование.
В. Дингуолла и Г. Тьюникс, показавшее подобное же различие стратегий на очень большом экспериментальном материале. Поэтому едва ли правомерны дискуссии вроде нашумевшего в 1960-х гг. спора М. Брэйна, отстаивавшего идею "контекстуальной генерализации", с представителями "гарвардской школы" Дж. Миллера Т.Бивером, Дж.Фодором и У.Уэкселом: нет и не может быть единой стратегии, обязательной для всех детей. Можно привести пример из собственного опыта автора. Его старший сын рос как единственный ребенок, очень много общался со взрослыми, сравнительно мало слышал чтение книг (но быстро сам научился читать). Он овладевал родным языком "интенсивно", при помощи стратегии, близкой к порождающей. Более младшие дети (близнецы) развивались вместе, общались преимущественно друг с другом, но им очень много читали. Поэтому у них сложилась другая оптимальная стратегия усвоения - "экстенсивная", примерно отвечающая "контекстуальной генерализации" М. Брэйна.
Во всяком случае, несомненно, что разные дети могут пользоваться разными стратегиями усвоения (очень вероятно, хотя и не доказано, что в процессе речевого развития они могут и менять такие стратегии).
Смотрите также
Заключение
Клетки
многоклеточных организмов теряют непосредственный контакт с внешней средой и
находятся в окружающей их жидкой среде – межклеточной, или тканевой жидкости,
откуда черпают необходимые вещества и куда выделяют продукты обмена.
Состав
тканевой жидкости постоянно обновляется благодаря тому, что эта жидкость
находится в тесном контакте с непрерывно движущейся кровью, которая
осуществляет ряд ей присущих функций (см. Пункт I. “Функции с ...
Физкультурная пауза
С
целью профилактики появления и
прогрессирования уже имеющей близорукости школьникам, студентам, служащим,
людям творческого труда крайне желательно проводить специализированную
физкультурную паузу продолжительностью 3 – 5 мин. во время учёбы и работы. Её
необходимо выполнять ежедневно 1 – 2 раза. Физкультурная пауза включает
дыхательные, корригирующие, общеразвивающие и специальные упражнения. Они
чередуются так ...