Накопление словаря и формирование фразовой речиМедицина и образование / Процесс становления речи у детей / Накопление словаря и формирование фразовой речи
По разным оценкам, в период от 18 до 24 месяцев жизни дети осваивают словарь объемом от 25 до 90 слов. Однако, в ранний период формирования речи оценки словарного запаса ребёнка не могут быть точными. Даже смысл термина "слово" на этом этапе речевого развития нельзя считать однозначным. Первые слова выступают в речи ребенка как однословные высказывания. Такие высказывания, по мнению ряда авторов, несут определенный смысл, но не являются грамматически оформленными.
Некоторые из этих слов-высказываний структурно похожи на фразы, но используются для обозначения только определенных явлений и предметов. Двусловные высказывания появляются в речи детей в конце второго-начале третьего года жизни. Встречаются, однако, работы, в которых сроки начала фразовой речи заметно сдвинуты. Так, по данным О.И. Яровенко, до двух с половиной лет дети используют в основном однословные предложения, а в последующее полугодие в “сильной группе” детей отмечаются фразы, содержащие более трех слов. Высказывания, содержащие до пяти слов отмечены у детей в возрасте 2,5 лет в работе С.Н. Цейтлин. Освоение многословных фраз обеспечивается формированием сначала элементарных, а затем более сложных синтаксических структур и освоением морфологических преобразований. При этом продолжает совершенствоваться звуковой состав и слоговая структура слов.
В качестве количественного показателя, характеризующего степень освоения фразовой речи, многие авторы использовали среднюю длину высказываний, выраженную числом слов или морфем.
По результатам 5-ти независимых исследований у детей в возрасте трех лет длина фраз составляет от 3-х до 4-х морфем, в возрасте четырех лет - от 4- до 5-ти, в возрасте около шести лет - от 5-ти до 6-ти.
Качественным показателем уровня развития лингвистических способностей является освоение синтаксических структур определенного типа (их понимание и активное употребление). Как лингвистические сведения, так и эмпирические данные позволяют ранжировать эти структуры по степени сложности и по последовательности освоения. Отметим, что эти данные оказываются полезными при разработке процедур, направленных на коррекцию речи детей с задержкой речевого развития.
Одной из проблем, связанных со становлением фразовой речи и освоением грамматики, является роль иммитации в этом процессе и роль реакций родителей на искажения смысла и на грамматические неправильности детских высказываний. Судя по всему, родители чаще всего реагируют на содержательные несоответствия детских высказываний и реже на грамматическую их неправильность.
Смотрите также
Закаливание
организма
Закаливание организма - это система
профилактических процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма
неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно-рефлекторных
реакций терморегуляции с целью ее совершенствования.
Терморегуляция организма - это способность человека поддерживать температуру внутренних
органов в определенных узких границах, несмотря на значительные колебания
температуры внешней среды.
Происх ...
Роль метилирования ДНК в канцерогенезе
5-метилцитозин (5-МеС) был первым обнаруженным
модифицированным основанием (Hotchkiss R.D., 1948). Метилирование
цитозиновых остатков геномной ДНК имеет место у бактерий, растений, животных, в
том числе и млекопитающих (включая человека), но отсутствует у дрожжей и
нематод (Caenorhabditis elegans). Помимо 5-МеС ДНК прокариот содержит
модифицированное основание N6-метиладенин, тогда как ДНК высших
эукариот - только 5-МеС (Bird A.P., ...